Корзина
Ошибки эксплуатации котельных и их устранение
Контакты
ТД Автоматика
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7964603-77-12Сот.
+7385271-77-12Раб.
Подковыров Роман Андреевич
РоссияАлтайский крайБарнаул
Карта

Ошибки эксплуатации котельных и их устранение

Надежность и безопасность котельных, как и долгосрочность их службы, закладываются не только особенностями конструкций, их составляющих, наличием систем безопасности, соблюдением регламентированных строительных норм.

Ошибки эксплуатации котельных и их устранение

Надежность и безопасность котельных, как и долгосрочность их службы, закладываются не только особенностями конструкций, их составляющих, наличием систем безопасности, соблюдением регламентированных строительных норм и квалифицированно выполненным монтажом, но также грамотной эксплуатацией и своевременным сервисным обслуживанием.

Мнение, что котел, будучи сердцем системы отопления, при правильном изготовлении, монтаже и наладке может отработать положенный срок и без комплекса работ по поддержанию в исправном состоянии остальных систем, задействованных в котельной, несомненно, ошибочно. Квалифицированное обслуживание котельного оборудования в процессе эксплуатации – необходимое и обязательное условие его долгосрочной работы без аварий, устранение последствий которых потребует больших средств, чем своевременный сервис.

Обслуживание котельных подразумевает комплекс мероприятий по контролю и отладке сложного оборудования, работающего на стыке множества наук: термодинамики, газовой динамики, гидравлики, химической очистки воды, теории горения и др. Качественный сервис подразумевает взаимосвязь всех упомянутых процессов, понимание взаимодействия всех элементов, составляющих единое целое котельной. Именно поэтому весьма существенным фактором безаварийной эксплуатации является обеспечение грамотного обслуживания каждого функционального узла высококвалифицированным персоналом.

Причины аварий в теории и на практике

  • Аварийные ситуации могут возникать по разным причинам, однако основными из них являются:
  • эксплуатация контрафактного и фальсифицированного котельного оборудования;
  • некачественный монтаж или ремонт оборудования;
  • некорректное проведение пусконаладочных работ;
  • износ или плохое качество материала, из которого изготовлены отдельные узлы;
  • неправильные действия обслуживающего персонала котельной.

Опыт работы «Бийского котельного завода» – ведущего предприятия в России по изготовлению котельного и котельно-вспомогательного оборудования для промышленной и коммунальной энергетики – показывает, что большая часть аварий котельного оборудования (80 %) происходит из-за неправильной эксплуатации. Неквалифицированный персонал котельных во многих случаях не в состоянии предупредить или быстро ликвидировать неполадки и аварии котельных агрегатов, что является основной их задачей как обслуживающего персонала. Вот лишь два случая, служащих примерами вышесказанного, без упоминания имен компаний, нарушивших инструкции по эксплуатации котельного обору,.дования.

Пример № 1
Котел ДКВр-20-13С, укомплектованный автоматикой на базе контроллера Vision-260, был введен в эксплуатацию в январе 2010 г. на территории республики Беларусь. В марте 2010 г. компания, эксплуатирующая котел, направила в адрес завода-изготовителя письмо, в котором сообщалось, что произошла авария данного поставленного оборудования. При розжиге котла деформировались трубы боковых экранов переднего топочного блока и заднего экрана, впоследствии произошел взрыв трубы левого бокового экрана.
Для разрешения сложившихся спорных вопросов и выявления причин аварии от производителя был направлен главный конструктор завода. По результатам проверки выявлено, что авария произошла по вине эксплуатирующей организации. 
Непосредственная причина аварии состоит в том, что в период растопки котла был закрыт нижний вентиль, соединяющий уровнемерную колонку и барабан, также сливной вентиль из нижнего барабана был приоткрыт (или неполностью закрыт) в результате чего действительный уровень воды в котле оказался ниже нижней образующей верхнего барабана. При этом сигнал с уровнемерной колонки показывал нормальный уровень воды в котле, в результате чего автоматика безопасности не отработала упуск воды.

Пример № 2
В 2008 г. котельный завод поставил три водогрейных котла серии КВЕ-0,7-115ГМ одной из российских компаний.
В сентябре 2010 г. эксплуатирующая компания направила в адрес завода-изготовителя письмо, в котором было изложено, что при проведении обслуживания по подготовке к отопительному сезону на двух котлах прогорели левые стенки.
С целью более точного установления причины выхода из строя котлов КВЕ-0,7-115ГМ и получения конструкторских предложений от специалистов котельного завода, компанией «М» были также присланы фотографии вышедшего из строя оборудования.
По итогам более детального исследования прогара левых стенок котлов выявлено, что прогар произошел на одном и том же месте на всех котлах, а именно в районе первого поворота дымовых газов.
Причиной выхода из строя теплоизоляции послужило то, что прогоревшая часть является первым по ходу газов местом, где поток дымовых газов меняет направление и, соответственно, при наличии в потоке несгоревших в топке частиц топлива происходит их осаждение с последующим догоранием, что приводит разрушению теплоизоляции. Наличие в потоке дымовых газов несгоревших частиц свидетельствует о неполном сжигании топлива.
Основные причины аварии: некорректное проведение пусконаладочных работ и неверно выбранный номинальный режим, повлекшие за собой прогар стенок котла (длина факела превышала длину топки) и неполное сжигание топлива.

Ошибки – последствия – устранение

Наиболее распространенные ошибки при эксплуатации котлов связаны с нарушением системы водоподготовки, понижением уровня воды, загрязнением котловой воды, нарушением технологии продувки, несоблюдением технологии разогрева, взрывом топлива и другими сбоями в работе. Ниже (табл.) приводится перечень самых распространенных ошибок эксплуатации котельного оборудования и рекомендации по устранению их последствий.

Табл. Ошибки при эксплуатации котельных установок, их последствия и рекомендации по устранению.

Ошибки при эксплуатации котельных установок Последствия неправильной эксплуатации Рекомендации по устранению ошибок
Нарушения водоподготовки 1.Качество воды не соответствует нормам. Накипеобразование, пережог поверхностей нагрева, перерасход топлива. Котловая вода должна соответствовать нормативам для рабочих параметров котла. Необходимо проводить постоянный мониторинг качества котловой и подпиточной воды согласно «Правилам устройства и безопасности паровых и водогрейных котлов» ПБ 10-574-03.
2.Применяется вода с повышенной жесткостью для питания котлов.
3.Не проводится подготовка водяного контура перед пуском котельной. Накопление шлама в данных зонах.
4.Не проверяются внутренние поверхности котла (со стороны воды). Признаки отложения накипи.
5.Не проводится постоянный мониторинг качества возвратного конденсата. Загрязнение котловой воды, что вызывает коррозию внутренних поверхностей котла, накопление шлама в нижних точках котла. Требуется постоянный и непрерывный контроль состояния конденсата.
Понижение уровня воды Нарушение водного режима, а именно при снижении уровня воды ниже допустимого. Перегрев металла, вызывающий деформацию трубной системы. Взрыв котла. Во избежание понижения уровня воды ниже допустимого необходимо использовать датчики переменного перепада давления.
Несоблюдение регламента разогрева Производится слишком быстрая растопка котла. Повреждение обмуровки котла, возможна деформация барабана. Соблюдать график растопки котла согласно рекомендациям завода – производителя (инструкция по эксплуатации).
Взрыв топлива Неправильная эксплуатация горелочного устройства. Засорение форсунки, нестабильность горения или отрыв пламени. Взрыв в топке. Перед зажиганием проверить работоспособность взрывных клапанов, форсунок, очистить форсунки топки.
Средства безопасности и контрольно – измерительные приборы (КИПиА) Эксплуатация проводится с неисправными или неотрегулированными средствами безопасности и КИПиА. Превышение давления в котле выше допустимого. Взрыв котла. Предохранительные клапаны должны быть настроены согласно ПБ 10-574-03, работа которых должна проверятся ежесменно. Своевременно сдавать манометры в поверку. Эксплуатировать оборудование только с исправными и поверенными приборами.
Общие вопросы Использование нерасчетного топлива. Котел не выходит на заданные параметры. При переходе на нерасчетное топливо проводить пусконаладочные работы.

Несомненно, котельное оборудование нуждается не только в правильной эксплуатации, но и в постоянной профилактике, а часто и в ремонте. Для качественного обслуживания котельных необходим квалифицированный персонал, который вовремя сможет выявить неисправность и принять соответствующие меры.

  • Обслуживающий персонал котельной должен:
  • знать взаимосвязь процессов, протекающих внутри систем, образующих котельную;
  • выполнять служебные инструкции и «производственные инструкции по обслуживанию оборудования котельной», другие служебные инструкции;
  • осуществлять постоянный контроль работы всего оборудования котельной и проводить своевременное устранение неисправностей;
  • вести технический учет, предоставлять отчетность и планы работ;

Заключение

Котельная – это сложная система, требующая к себе пристального внимания и ухода. Для того, чтобы котельное оборудование отработало свой срок службы без аварийных ситуаций, эксплуатирующим организациям необходимо уделять особое внимание подготовке и обучению персонала в процессе работы при обслуживании котельных, который бы четко придерживался технических рекомендаций заводов-производителей котельного оборудования

vkontakte facebook twitter

ОАО «Бийский котельный завод»